суббота, 23 февраля 2008 г.

Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов и дело о хищении 570 миллионов долларов


Тайна невозвратных кредитов
Где-то в конце 1995 года без большого шума был отстранен от должности и уволен Председатель Правления Сберегательного Банка республики Марий Эл СБ РФ г-н Рыбаков. Причиной отставки банкира стали огромные, так называемые «невозвратные», кредиты. Их выдавали всем и вся, не заботясь ни о возможности возврата, ни о залоге. Марийское отделение Сберегательного Банка России в тот период занимало первое место в России по сумме выданных и невозвращенных кредитов. Получал или не получал свой процент с этих сделок банкир никто не расследовал, в середине 90-х годов, когда рушились финансовые пирамиды и коммерческие банки рассыпались как карточные домики, унося последние трудовые сбережения россиян, публичный скандал вокруг Сбербанка был никому не нужен. По слухам, добрый марийский банкир брал совсем чуть-чуть, от 5 до 10 процентов, а иногда выдавал кредиты просто «по дружбе» или «по команде руководства республики».
Эта история всплыла на свет благодаря бывшему соратнику президента республики Марий Эл Игорю Винокурову, который в начале сентября написал на имя Генпрокурора Юрия Чайки покаянное заявление. В заявлении, в частности, описывается процесс получения одного из таких кредитов: «В июле 1995 года я в составе группы, состоявшей из Маркелова Л.И., Буянова Ю.Г., Косенкова В.А. и Кислицыной Э.И., совершили хищение из Сбербанка России путем обмана в размере 3 000 000 000 (Три миллиарда) неденоминированных рублей». Для более привычного, к американской денежной единице россиянина, сумма похищенного составила чуть более 570 миллионов долларов США.
Как затравили банкира Клещева
На место проштрафившегося банкира был назначен молодой руководитель Волжского отделения Сберегательного банка Марий Эл СБ РФ Сергей Клещев. Волжское отделение СБ было единственным в республике Марий Эл, не имеющем задолженности по кредитам, а его руководитель входил в состав кадрового резерва Сберегательного Банка России и прошел стажировку по организации банковской деятельности в США и Германии. Перед Сергеем Клещевым была поставлена задача, во-первых, постараться вернуть хотя бы часть исчезнувших денег, а, во-вторых, прекратить порочную практику выдачи необоснованных кредитов. Попытка выполнить поставленную задачу закончилась для молодого банкира печально. Деятельность по возвращению кредитов и отказ выдавать кредиты по указанию республиканского руководства вызвали недовольство местных властей и ряда сотрудников силовых структур республики. (Некоторые из силовиков занимают руководящие должности и сегодня!)
Против Клещева было «организованно» уголовное дело одновременно в МВД (министр генерал-майор Смоленцев) и в МБ (Министерство Безопасности – так называлось в то время местное отделение ФСБ – начальник генерал-майор Бураков). Интересен тот факт, что оба ведомства расследовали «дело Клещева» параллельно, не зная о деятельности друг друга, но на основании одного и того же документа за подписью одного из руководителей республики Валентина Матвеева.
Дело дошло до суда и полностью развалилось. Сергей Клещев был оправдан, но его банковская карьера была окончена.
Теперь, через десять лет после этих событий, в свете заявления И.Б.Винокурова, все можно расставить по своим местам. Вовсе не первый президент республики Владислав Зотин инициировал «охоту на Клещева». Ни для кого в республике не были тайной дружеские, личные отношения между Валентином Матвеевым и Николаем Куклиным, нынешним первым заместителем Леонида Маркелова. По всей видимости, активность банкира Клещева могла привести к краху депутатской и коммерческой карьеры Леонида Маркелова и тогда, по просьбе Николая Куклина Валентин Матвеев инициировал расследование несуществующих преступлений Сергея Клещева.
Факт это подтверждается ещё и тем, что вместо поиска пропавших денег вся мощь марийской правоохранительной системы была направлена на дискредитацию С.А.Клещева. Сотрудники МБ РМЭ во время обыска в его квартире даже «нашли» у него патроны, хотя и это не спасло сфабрикованное уголовное дело.
Ещё одной странностью в той давней истории стала позиция руководства Сберегательного Банка России, которое, не смотря на всю абсурдность обвинений в адрес Клещева, не встало на его защиту и даже более того не предприняла достаточных усилий для возвращения похищенных денег. По всей видимости, дальше произошла «зачистка территории»: министр МВД Смоленцев ушел в отставку, начальник МБ Бураков уехал в Армению «по делам безопасности», а прокурор республики Николай Пиксаев, проработавший еще несколько лет, как-то в беседе с бывшим президентом республики Вячеслав Кислицыным сказал загадочную фразу: «Не прост Леонид Игоревич, связи у него на самом верху».
Для нашей истории важно лишь то, что в газете «Блок Маркелова», издаваемой депутатом Государственной Думы (по партийному списку ЛДПР) Леонидом Маркеловым, появился ряд негативных публикаций о банкире Клещеве. По всей видимости, активная деятельность банкира и правда оказалась слишком опасной для «любителей банковских кредитов» Доказательством этого факта является Справка за подписью ВрИО Министра внутренних дел Республики Марий Эл полковника милиции Е.Л.Гуревича, опубликованная на сайте www.Vlasti.net 23 ноября 2004 года. «В 1995 году через ТОО «Флагман» (Буянов Ю.Г.) был обналичен кредит более 3 млрд. рублей взятый в Сбербанке ТОО «Айвика». Около 2 млрд. из указанной суммы через банк «Аяр» были переведены на карточный счет Шабалина для использования в г. Москве Маркеловым и Винокуровым.»
Депутат – организатор
Правоохранительные органы республики Марий Эл, во всяком случае, так следует из уже упомянутой Справки, составленной полковником Гуревичем, еще в 1994 году обратили внимание на то, что « … получены данные о том, что Маркелов Л.И.,Винокуров И.Б., Буянов Ю.Г. являются организаторами преступной группы …».
В заявлении на имя Прокурора России 31 августа И.Б.Винокуров сообщает о хищении из Сбербанка России путем мошенничества 3 миллиардов рублей. «По данному факту было возбуждено уголовное дело. Мне было предъявлено обвинение. В постановлении о привлечении к уголовной ответственности фабула совершения преступления была отмечена достаточно четко. Однако, в связи с тем, что Маркелов в то время был Депутатом Государственной Думы Российской Федерации … ему удалось через свои связи в Генеральной прокуратуре РФ уголовное дело из МВД РМЭ передать в МВД Республики Татарстан, где дело было прекращенно по надуманным обстоятельствам…»
По словам И.Б.Винокурова, депутатство Леонида Маркелова обошлось им в 170 тысяч долларов и послужило надежной защитой от правоохранительных органов. Затем Леонид Маркелов сумел выбиться в люди, он стал заместителем председателя Комитета по бюджетной политике Государственной Думы, а возглавлял комитет Александр Жуков, вице-премьера нынешнего правительства России. Впрочем, А.Жуков, в то время, вряд ли знал подробности «коммерческой» деятельности своего заместителя.
В 1997-1998 годах президентом республики Марий Эл Вячеславом Кислицыным была сделана попытка реанимировать спрятанное в республике Татарстан уголовное дело, но связи Леонида Маркелова в Генеральной прокуратуре России оказались более значимыми.
Еще одна интересная деталь взаимоотношений депутата ГД РФ Леонида Маркелова с республиканскими правоохранительными органами проявилась в ходе судебного разбирательства «уголовного дела Винокурова» в августе этого года. Винокуров сообщил суду, что «советник президента республики по безопасности, полковник милиции Алексей Гомзин в бытность своей работы в МВД был завербован депутатом ГД Леонидом Маркеловым и в качестве осведомителя получал в течение ряда лет по 300 долларов США за предоставление эксклюзивной информации о работе МВД.»
Это не утверждение, но задуматься над высказыванимя попавшего на скамью подсудимых компаньона Маркелова имеет смысл. Сколько еще сотрудников правоохранительных органов в республике и за её пределами «сотрудничали» таким образом с Леонидом Маркеловым сказать трудно, но вот цитата из Справки ВрИО министра МВД РМЭ, полковника Е.Гуревича: «Благодаря обширным связям Маркелова Л.И. и Винокурова И.Б. в органах внутренних дел, суде и адвокатуре расследования дела затягивалось…». В декабре 1999 года Леонид Маркелов проигрывает выборы в Государственную Думу по Марийскому одномандатному избирательному округу, обвиняет своих соратников Станислава Демковича и Игоря Винокурова в краже денег во время выборов одного на сумму 40 тыс. долларов США, другого – 80 тыс. долларов и на время исчезает с политического поля республики
В последствии из его биографической справки стало известно, что в 2000 году Л.И. Маркелов работал заместителем генерального директора а ОАО «Россгосстрах», но ни кабинета таинственного заместителя, ни следов его деятельности по сообщениям в СМИ обнаружить не удалось.
Как Маркелов стал третьим президентом республики Марий Эл
Выборам президента республики Марий Эл в 2000 году предшествовало множество публикаций о «криминальном характере республиканской власти». В публикациях речь шла о президенте Вячеславе Кислицине и его ближайшем окружении.
В выборах президента республики принял самое активное участие Полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Первоначально С.В. Кириенко сделал ставку на кандидатуру министра МВД РМЭ Анатолия Иванова, но после фиаско, которое министр потерпел в первом туре, все силы и административные ресурсы были почему-то направлены на поддержку кандидатуры Леонида Маркелова. В республику были направлен ряд сотрудников аппарата ППП в ПФО во главе с заместителем руководителя ПФО, экс-прокурором России Валентином Степанковым.
Совершенно точно известно, что о многолетней деятельности Леонида Маркелова Сергею Киреенко было известно не только из Аналитической справки, составленной сотрудниками администрации президента России, но и из докладов министра МВД республики Марий Эл генерал-майора Анатолия Иванова и начальника УФСБ РФ по РМЭ генерал-майора Николая Долгополова. Тем не менее, Сергей Кириенко сделал все от него зависящее для избрания Леонида Маркелова президентом республики и в течение всего периода своей работы в должности Полномочного представителя президента России оказывал ему всяческую помощь и поддержку.
Два года тому назад в частной беседе Валентин Степанков заявил буквально следующее: «Да все мы про Маркелова знали. Мне приказали - я исполнил». Во время выборов 2000 года Валентин Степанков лично объехал всю республику и предупредил всех руководителей административных образований и крупных (по марийским масштабам) предприятий, что «скоро Вячеслава Кислицына посадят, а их вместе с ним, если они поддержат его на выборах».
За время руководства республикой Леонидом Маркеловым, подверглись процедуре банкротства более 6000 предприятий, ряд банкротств даже «те еще честные» правоохранительные органы республики были вынуждены признать незаконными. Полностью ликвидирована независимая пресса. Нет ни одного контрольного органа в Москве, куда не приходили бы жалобы из республики. Продолжает нагнетаться обстановка вокруг национальных марийских лидеров. Леониду Маркелову все сходит с рук.
Винокуров не хочет сидеть без Маркелова
В июне 2006 года начался суд над Винокуровым. Именно в рамках одного из судебных заседаний стало известно о «вербовке» сотрудников правоохранительных органов лидером группы Леонидом Маркеловым.
Ещё весной, летом и в начале осени 2004 года Игорь Винокуров, встречаясь с лидерами марийской оппозиции, руководящими сотрудниками правоохранительных органов и кандидатами в президенты республики предлагал «сделать явку с повинной» рассказав о сомнительной деятельности Леонида Маркелова. Его предложение не было принято, так как, зная его близкие отношения с Маркеловым, это предложение сочли провокацией, которую мог организовать сам Маркелов с целью дискредитации и оппозиционных лидеров и руководителей силовых ведомств республики.
По мнению Винокурова именно по личному распоряжению Леонида Маркелова против него было возбуждено и сфабриковано уголовное дело. В июне 2006, при личной встрече со мной, г-н Винокуров заявил, что в том случае, если Леонид Маркелов будет продолжать преследование, он все расскажет об их совместной деятельности, сделав «явку с повинной».
27 августа г-н Винокуров позвонил мне и сказал, что готов дать интервью, в котором будут рассказаны подробности и детали деятельности Винокурова-Маркелова и сделать официальное заявление для Генеральной прокуратуры. С этой целью он планировал приехать в Москву 29 августа.
28 августа на выезде из республики Марий Эл в районе города Козьмодемъянска Винокуров был задержан сотрудниками правоохранительных органов республики и препровожден в город Йошкар-Олу в изолятор временного содержания. 30 августа ему было предъявлено обвинение в попытке похищения свидетеля и решением суда он был арестован и содержится под стражей. Обвинение подозрительное с точки зрения закона, видимо, правоохранители поспешили, чтобы не допустить приезда Игоря Винокурова в Москву.
Но 4 сентября заявление предусмотрительного Винокурова все-таки поступило дежурному прокурору Генеральной прокуратуры России.
Нет сомнений, что действиями Игоря Винокурова, бывшего компаньона Маркелова, руководит не раскаяние или муки совести. Но, на мой взгляд, это не имеет значения.
Остается фактом то, что одним из субъектов Российской Федерации руководит человек, действия которого давно уже должны были стать предметом тщательного, объективного расследования правоохранительных органов. Давно пришло время заняться «оборотнями в губернаторских креслах».

Комментариев нет:

Отправить комментарий